В конце шестидесятых, начале семидесятых годов появились люди, которые стали своеобразно двигаться под музыку. Первая форма танца "Брэйкинг" называлась "get on the Good Foot" и танцевал ее сам Джэймс Браун. "Good Foot" был единственным танцем, в котором люди стали сочетать падение на землю с элементами вращения. Однако, эта форма танца просуществовала не так долго. За дело взялись неистовые пуэрториканцы (Rock Steady Crew), привнесшие в танец пластичность и обогатившие его акробатическими номерами. Би-Боинг или просто "Брейкинг" - это сугубо танцевальное ответвление в хип-хоп культуре. Брейкинг делиться на Нижний и Верхний. Нижний брейкинг требует не только навыков, но и хорошей физическо-акрабатической подготовки. Его составными частями являются: top или up rock (означают перемещение с ноги на ногу, перед тем как зайти на нижний элемент), footwork (так называемые забеги), spining moves или power moves (крученые элементы и связки между ними) и, наконец freeze (фиксация положения тела при выполнении определённого элемента). В отличие от нижнего брейкинга, верхний брейк больше требует пластичности и умения танцевать, чем физической подготовки, т.е. физические нагрузки в верхнем брейкинге, гораздо ниже. Верхний брейк включает в себя Electrik Boogie (Иммитирование робота и.т.д.) и Pop Loking (Ближе к классическому дискотечному танцу, но с резкими, оригинальными фиксациями, рук, ног, всего туловища). Би-Боинг зародился в Бронксе, в одном из районов Нью-Йорка. Изощренный в своих формах, он живет и по сей день, привлекая зрителей необычностью и зажигательностью. Название "Брэйк Дэнс" появляетс позднее, в начале 80-х годов. Название "Би-бойз" было придумано знаменитым Dj Кул Джей Херком, отцом Рэп музыки, в начале 70-х годов, который часто крутил пластинки на разных уличных тусовках. "Би-бойз" или "Брэйк бойз" не только "танцующие парни под ломанные ритмы", это понятие нужно рассматривать намного шире: "крутые парни", умеющие давать отпор разбирающиеся во всем, что касается РЭП музыки и Хип-Хоп культуры в целом. Нельзя сказать однозначно, как развивался(до сих пор развивается) брейк-данс в России, но с уверенностью можно заявить, что сегодня скорость его развития в сотни раз быстрее чем скажем 10 лет назад, вообще брейку в Росси порядка 10 лет и есть, тогда же появились и первые команды, такие как Da Boogie Crew, Jam Style Crew, B-People. Сейчас же ситуация поменялась коренным образом, появилось масса новых(и не очень) брейк-данс коллективов, таких как Good Foot, Urban Action Crew, Big Street Brothers Crew, Jet Force Crew, Lemon Crew, MCJ Crew, Moscow-city breakers и другие. Сейчас стало много би-бой школ, а следовательно и би-боев одиночек, о них как правило никто не знает, так как они не выдерживают конкуренции с командами. Достаточно часто стали устраиваться дружественные встречи би-боев (джемы), все свои проблемы би-бои решают с помощь брейкерских поединков(battle). В настоящий момент, вы можете встретить би-боев на любом Хип-Хоп фестивале, почти в любом клубе, а летом просто на улице!
ВОТ ЕЩЕ ОДНА ИСТОРИЯ БРЭЙКДАНСА:
В 1997 году GhettOriginals - звёздная брейкданс команда, которая включала в себя Ken Swift'a (Kenny Gabbert) u Crazy Legs (Richie Colon) - участвовала в интернациональном туре, спонсируемом Calvin Klein. Появляясь на концертных сценах, показах одежды С.К. и школах, эти взрослые дяди (и несколько женщин) удивляли зрителей движениями, которые они развили в прошедшей эре кедов Adidas и прямых плотно облегающих джинсов Lee. Они были на P.S.122 в East Village, в городском колледже в Гарлеме, в L.A. в Beverly Center и каждый раз во время их выступлений "старики" вспоминали то время, когда брэйкеры ходили лунной походкой за четвертак (25 центов) на Times Square и ни один клуб не был хорош, если рядом или внутри него не было парня, крутившегося на голове.
История брэйка не так легко забывается. Это потому, что брэйкеры самые верные последователи хип-хопа и самые его ярые комментаторы. Их самовыражение было порождено, приветствовано, обработано и исторгнуто поп культурой за несколько лет. Брэйк был не единственным хип-хоп танцем в 80-х. Всё остальное было весёлым, относительно простым, а Брэйк напротив, был зрелищен, опасен и по своей сути вызывал на борьбу. Пока рэпперы подписывали (заключали) договора с различными лэйблами и другими индустриями, би-бои вертелись под "It's Just Begun" в течении 20-ти лет, заключая редкие контракты со спортивными фирмами и получая маленькие гонорары за выступления.
У брейка, как и у граффити, две разные фазы истории развития. Первая была в ранних 70-х и совпала с эпохой disco. То что называлось" брейк" было лишь смесью подобранных движений: слайды James Brown'a, динамичные танцоры с телевизионного шоу Don'a Cornelius'a "Soul Train", движения робота Майкл Джексона в хите 1974 годa "Dancing Machinе" (Кстати, moonwalk - "лунная походка", была популяризована, (но не придумана!) Майклом Джексоном,) и атлетические движения из фильмов Kung-Fu.
Первые брэйкеры согласно дедушкам олд-скула были в основном афроамериканцы из уличных банд с именами типа El Dorado, Mr.Rock u Nigger Twins. Для них брэйк был лишь времяпровождением, а не стилем самовыражения. В афроамериканском обществе это пришло и ушло. Возможно, брэйк исчез бы, если бы не фантастическое рвение тинэйджеров пуэрториканцев.
Trac2, входивший в одну из первых брейкерских команд Starchild La Rock, вспоминал двойную жизнь брэйка на страницах журнала Rap Pages таким образом: "Видите ли, на «джэмах» того времени было около 90% афроамериканцев и они являлись самими ранними би-боями, которые воспринимали брэйк как фазу. Я это говорю, потому что видел их выражение лиц, когда мы начали этим заниматься. Они говорили 'Эй, брэйк уже не в игре', однако латиносы смогли это сделать. У чёрных всё прошло к середине 70-х и большинство ушло в граффити, ди-джеинг и написание текстов. Но мы продолжали удивлять толпу. Латиносы всегда были в кругах, танцуя. Когда пуэрториканец Charles Chase начал свою карьеру ди-джея, это стало наибольшим подъёмом для нас, так как теперь у нас был свой и в этой сфере. Для нас не важно было, что говорили чёрные дети у нас DJ пуэрториканец, и мы собирались танцевать в своём пуэрто-риканском стиле. «Латиносы» сделали брейк соревнованием. Команды по уличной традиции вызывали других танцоров на встречу где-нибудь на уличном углу или платформе метро. Вооруженные большими кусками картона или линолеума, а не "пушками" и ножами, они делали круг, в котором би-бои «бились» по-очереди пока одна из команд не признавала другую победителем. Как и баскетбол это был командный спорт, а точнее высокостилизованная форма сражения, сочетающая движения Kung-Fu Брюса Ли и ритуалы боевых восточных искусств. Grandmaster Flash однажды сказал:"Когда танцоры начинали "драку", делая удары в воздухе и на оргалите, вот тогда-то " волосы вставали дыбом".
Очарование брэйка возросло в 1984г. после выхода Style Wars и трёх голливудских фильмов: Beat Street, Breakin'& Breakin'2:Electric Boogalo. Брэйкеры присутствовавли в разных музыкальных клипах того периода, от R&B-Glady's Knight's "Save the overtime(For me)" до funk банды Talking Heads "Once in a lifetime".
Один из самых главных вкладов брэйка в хип-хоп это то, как латинские танцоры воздействовали на музыкальное развитие хип-хопа. Пластинки таких монстров как Jimmy Castor's "It just begun", Incredible Bongo Bands "Apache" u Herman Kelly's "Dance to the drummer's Beat" стали классикой не только хип-хопа. Ди-джеи играли их и часто выворачивали, но утверждали их в первую очередь танцоры. Это был их вкус и их требование этой музыки на вечеринках, что вдохновляло ди-джеев и МС'и, которые были пионерами раннего звука хип-хопа.
Перевод главы книги Нельсона Джорджа (Нью-Йорк) T "Хип-Хоп Америка", NYC 2000. Мекс (Almost)